Как выучить даты по истории?

Всем привет!

Сегодня будет пост о том, что делать, если не запоминаются даты. Рассмотрим на примере истории - науки, где даты играют большую роль.

Итак, вот что я могу посоветовать для того, чтобы не только запомнить даты, но и не забыть их через пару дней.

Фото: Internet

1. Внимательно читайте.

Главное слово - внимательно. Не торопитесь, для вас важно не просто запомнить дату, а разобраться, почему произошло то или иное событие.

Например, вторая мировая война. Можно просто запомнить, что была она в 1939-1945 годах, а лучше узнать, кто на кого напал, все возможные предпосылки, имена отдельных личностей (самых основных, важных - руководители стран, полководцы и т.п.).

Если узнавать больше, то в ситуации, когда какая-то дата вылетела у вас из головы, но вы помните основные события или личности, будет легче эту дату восстановить. То есть вы уже точно не скажете, что в 39 году Наполеон напал на азиатские страны - факты не позволят вам этого сделать :)

2. Пишите опорные конспекты.

Я не имею ввиду переписывание в тетрадь-блокнот полной биографии Рузвельта или параграфа из учебника истории. Вам нужно выделить из огромного текста самое основное.

Например, конспект может выглядеть так:

Русско-турецкая война.
1768—1774.
Османская империя (ОИ) - Российская империя (РИ).
Цель: получение выхода к Чёрному морю.
Руководители стран: Мустафа III - Екатерина II
Персоналии: Александр Суворов, Пётр Румянцев, Абдул-Хамид I
Результат:  Кючук-Кайнарджийский договор, победа РИ, присоединение Керчи, Азова и Кинбурна, получение РИ права обладать флотом на Чёрном море и вести торговлю.

Этих данных более чем достаточно для того, чтобы иметь общее представление о войне, а при необходимости восстановить события более полно.

3. Применяйте ассоциации.

Вещь размытая, но иногда помогает.  Работает следующим образом: при заучивании какой-либо даты вы соотносите её с чем-либо другим. Обычно советуют музыку, но для меня это неприемлемый вариант - вряд ли на экзамене вы сможете воспользоваться наушниками. Поэтому я делала такие пары и цепочки.

Северная война со Швецией - Пётр Первый.
Пётр Первый - XVIII век (1696 - 1725)

Следовательно, Северная война никак не могла начаться раньше и закончиться позже, чем даты правления Петра.

4. Соотносите.

Обычно этот метод я использую вместе с предыдущим. Продолжу на примере Петра.

Северная война со Швецией - Пётр Первый.
Пётр Первый - XVIII век (1696 - 1725)
Пётр - император РИ с 1721 года.
1721 год - год окончания Северной войны.

Укороченная цепочка может выглядеть так: Северная война - Пётр Первый - император - 1721 год - окончание войны.

В общем, проводите параллели между событиями и старайтесь запомнить их в связи друг с другом - тогда, вспомнив один факт, вы вряд ли ошибётесь в другом.

5. Перечитывайте.

Как бы ни хотелось нам запомнить что-то раз и навсегда - вряд ли получится. Поэтому я советую выделить один-два дня в неделю, когда вы будете уделять полчаса-час перечитыванию (не переучиванию!) опорных конспектов. То есть вы садитесь и просто читаете (про себя, вслух - как удобно) то, что вы раньше записали. Причем делаете это с самого первого вашего конспекта, а не с того, который вы написали последним.

6.  Держите даты перед собой.

Тут уж всё зависит от вас - я, например, носила с собой листочек с датами (то есть просто Русско-турецкая война - 1768-1774 и т.д) и просматривала его, когда появлялась свободная минутка. Помимо этого, я делала очень хитрую вещь: писала (можно распечатать) несколько одинаковых листов с датами-событиями и развешивала их по дому там, где часто бываю (над письменным столом, на холодильнике, рядом с зеркалом в ванной и т.д.). Получалось, что, когда я отвлекалась от выполнения д\з, брала еду или чистила зубы, я видела перед собой эти даты. Так что волей-неволей запоминалось - не всё, конечно, но всё же :)

7. Не забывайте про свой тип восприятия.

Мы все разные - кто-то лучше запоминает, когда сам выписывает даты, кто-то - когда читает их, кто-то - когда слушает. Поэтому действуйте в соответствии с типом восприятия.

Если вы визуал - таблички, карточки и постоянное к ним обращение вам в помощь. Главное - постоянно видеть даты перед собой.
Если вы аудиал - слушайте. Можно начитать даты-события на диктофон и прослушивать эту запись по мере возможности.
Кинестетикам (тем, кому нужно пощупать-потрогать) сложнее. Могу посоветовать связывать события с определёнными ощущениями (например, с впечатлениями от музыки или фильмов) - включите своё воображение.
Что касается дискретов (тех, кому нужны чёткие факты и цифры для запоминания)... Не думаю, что у таких людей могут быть проблемы с запоминанием - история как раз даёт нам даты и факты исторических событий. Если же вы не можете запомнить дату, то вы, вероятно, не разобрались в материале, не поняли, почему произошло именно так - вернитесь к учебнику и перечитайте. Если даже этой информации вам недостаточно - обратитесь к другим источникам (воспоминаниям современников, художественной литературе, документальным фильмам и т.д.).

8. Систематизируйте.

Для меня это главное. Учитесь составлять схемы, таблицы и графики. Даже если вы составите банальную схему вида (сначала было это) -> (потом это) -> (затем к власти пришёл тот-то) -> (результатом стало вот такое событие), то вы уже будете воспринимать информацию разветвлённо, в логической последовательности. Значит, никогда не скажете, что крещение Руси было при Екатерине II, которая была дочерью Святополка :))) И, конечно же, эти схемы можно расширять и расширять.

Думаю, что на этом всё.
Увидимся!

Комментарии

Популярные сообщения